Гиперактивный ребенок, что делать? Совет для родителей

Гиперактивный ребенок, что делать? Совет для родителей

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и отвлечены, но не имеют заболеваний центральной нервной системы. Не все родители умеют различать особенности характера детства и темперамента, а синдром гиперактивности – из-за боязни признаков патологии должен проявляться и повторяться длительное время. Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.

Если у вас есть подозрения, не пытайтесь кормить потомство успокаивающими средствами. Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу. Второй – проявить терпение.

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, что обследование подтвердит ваши подозрения и что у вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Как воспитать гиперактивного ребенка? Главное – не паниковать. Такие дети обладают уникальными способностями и потенциальными возможностями при правильном обучении.

Чтобы развить особых гиперактивных детей с навыками и способностями, которых у них не было раньше, необходим такой же особый подход к воспитанию:

Во-первых, постарайтесь подавить любые признаки агрессии. Импульсивность и драки у этих детей непреднамеренны. Объясните ребенку, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их необходимо прекратить. Скажите ребенку, что первое требование – извиниться за причиненный вред. Агрессивное поведение следует скорректировать, как только оно будет замечено, чтобы уберечь ребенка от неприязни сверстников и психологической травмы, связанной с драками, ссорами или оскорблениями. Во-вторых, не принимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивности может быть много, и почти все они не зависят от ваших родителей, поэтому вместо того, чтобы мучиться чувством вины, лучше найти решение проблемы. В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – они привлекают усилия целой группы заинтересованных людей: педагогов, учителей, психологов. И помните, что традиционные методы воспитания необычных детей обычно малоэффективны. В-четвертых, не вешать ярлыки и не допускать этого в обществе. Ярлыки «плохое поведение», а затем «плохой ребенок», возникшие в результате неправильного поведения ребенка, провоцируют его на еще большие обиды, агрессию и неадекватное поведение – ребенок привлекает внимание взрослых. Ярлыки углубляют антисоциальное поведение и сводят на нет все цели образования: формирование личности, которая может быть счастливой в учебе, работе и личной жизни. В-пятых, гиперактивный ребенок становится спокойнее и уравновешеннее благодаря тесному общению с родителями. Чуткий и понимающий подход к ребенку способен сдержать его темперамент, а также помочь сосредоточиться на любой деятельности. Это может быть время, проведенное наедине с ребенком, чтение сказок, болтовня, совместное прослушивание мягкой и спокойной музыки, нежные объятия и постоянный зрительный контакт. В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи педагога или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникших из-за отказа в учебном или учебном заведении (детском саду или школе). Часто ребенок делает все из противоречия, просто потому, что он не находит понимания в обществе, поэтому родителям также необходимо посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушание ребенка. В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они пребывают. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя хорошо и непринужденно. Обратите внимание на то, как сверстники влияют на его поведение. Исключите из круга общения детей, которые увеличивают импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попробуйте расположить его окружениеи образ жизни согласно этому списку. В-восьмых, у вас есть шанс воспитать гиперактивного ребенка у одаренного и талантливого взрослого. Невнимательность у таких детей часто переходит в повышенное внимание, и не все дети и взрослые могут похвастаться повышенной концентрацией внимания. Также во многих профессиях очень важна способность фантазировать, воображать и видеть детали, что характерно для гиперактивных детей. Ребенок, который не может тратить время попусту, может вырасти трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность связана с ленью, не выдерживает никаких исследований в этой области.

Помните, что не существует единого правила обучения и воспитания гиперактивных детей. Каждая методика индивидуализирована и должна проверяться, если ребенок не отвечает.

Специфика воспитания гиперактивного ребенка

Гиперактивные особенные дети видят мир по-другому, иначе, чем все остальные, реагируют на него и иначе решают проблемы и трудности. Эти различия требуют особого подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей.

Что делать, если ребенок рассеянный?

Практически неспособность сконцентрироваться у гиперактивного ребенка приводит к нестабильному интересу к учебе и недостаточной концентрации на одном предмете. Постоянное отвлечение ребенка требует выполнения психологического тройного закона «Н»: короткие, но частые увещевания, поощрения, напоминания.

Несколько советов по борьбе с отсутствующими детьми:

    Всегда смотрите в глаза, когда разговариваете с малышом. Обращаясь к ребенку, используйте короткие фразы, обычно у гиперактивных детей нарушается слуховая память. Попросите ребенка повторить то, что вы сказали, вместо того, чтобы ограничиваться ответами из одного слова. Говорите ясно, кратко, прямо и сосредоточенно: «Перестаньте прыгать / бегать / кричать». Используйте конкретные фразы вместо абстрактных фраз, таких как «убери свою комнату»: «положи книги обратно», «положи игрушки в ящик». Задачи должны быть четкими и последовательными. Ставьте задачи по очереди и постепенно, проверяя предыдущие. Ваш ребенок может не помнить все задания, которые давались одновременно: «Иди в свою комнату, умойся, смени рубашку, сделай домашнее задание…». Постарайтесь разбить домашнее задание на более мелкие задачи. Вы можете начать работать вместе, а затем отступать и время от времени предлагать помощь или совет. Поговорите с потомством лично. Не кричите из кухни: «Иди обедать!», Если ваш ребенок во что-то играет. Присоединяйтесь к игре и призовите его к столу при первой же возможности. Гиперактивность не означает упрямства или глупости, просто ребенку сложно быстро перейти от своих действий к вашим. Для привлечения внимания и концентрации ребенка может быть использован нестандартный подход: игры, рассказы, юмористические приемы, интересные жесты, мимика, прикосновения. Ребенку нужен порядок, тем более – гиперактивный, так что навсегда избавьтесь от беспорядка, в котором живете. Постарайтесь, чтобы ваше потомство было на виду и на слух. Гиперактивные дети очень легко находят отвлекающий объект, поэтому им нужно постоянно помогать сосредоточиться на конкретной задаче. Хвалите и благодарите детей за выполненные задания. Будет ли это словесной похвалой или материальной наградой – решать вам.
Читайте также:  Причины запоров у детей и как их исправить

Как воспитывать импульсивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей зависит от порывов, они не способны предугадать последствия, поэтому будьте готовы к тому, что с ребенком может случиться авария.

Советы по борьбе с импульсивностью:

    Например, научите ребенка мысленно считать до десяти, а затем делать что угодно. Постарайтесь объяснить своему потомству, что есть действия и их последствия, и это всегда нужно учитывать. Поощряйте ребенка представлять себя на чужом месте. Используйте эти навыки на практике. Позвольте своему ребенку делать выбор. Принятие решения заставляет его остановиться и не действовать импульсивно. Например, вопрос может быть таким: «Какое задание вы бы сделали в первую очередь: математику или русский язык?». Доверив своему ребенку заботу о животном, вы разовьете сочувствие, нежность и чуткость. и умение ухаживать за живым существом. Помните, что импульсивный ребенок не может иметь рядом одного и того же опекуна – это совершенно недопустимо. Работайте над собой, прежде всего, будьте умнее в любой ситуации. Вашему ребенку не на кого положиться, кроме вас. Заранее продумайте, что делать с ребенком во время принудительного ожидания, например, в очереди. Это могут быть игры разума или слов, книга, ваша интересная история.

Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?

Бессмысленное движение, беспокойство, постоянное нытье детей с гиперактивностью заставляет родителей постоянно и неустанно заботиться о них. Основная задача родителей – конструктивно использовать лишнюю энергию ребенка.

Рекомендации по ведению повышенной подвижности гиперактивного потомства:

    Научите ребенка полностью расслабляться, например, с помощью мягкой музыки, дыхательных упражнений или медитации. Ваш ребенок должен уважать частную жизнь окружающих его людей. Обустройте дом так, чтобы ребенку было в нем комфортно. Помните, что ваш дом вряд ли когда-либо будет идеальным, и не ожидайте слишком многого от сверхактивного ребенка. Учите ребенка внимательно слушать и не останавливаться. Сохранение стабильных и систематических методов обучения. Слабость может разрушить результаты многолетней реализации концепции.

Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?

Есть несколько золотых правил, которые говорят родителям, чего следует избегать и категорически не делать при воспитании гиперактивных детей:

    Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Постарайтесь структурировать предложения так, чтобы они не содержали запретов через отрицание. Например, вместо того, чтобы сказать «не ходи по лужайке», скажите «иди по дорожке». Не читайте длинную лекцию. Сделайте запрет кратким и конкретным. Не наказывай. Наказание только злит гиперактивного ребенка, он не может понять, за что его наказали. Не используйте слово «плохой» в высказываниях о поведении вашего потомства. Вместо «не делай этого» используйте «мы сделаем это вместе». Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации. Не давайте ребенку секции или круги, чтобы он не направил свою энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не переносят повторения ни в каком виде. Если нет возможности нанять индивидуального тренера, составьте для ребенка график «разряда энергии». Не будем забывать о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него ссадины, порезы или синяки – ничто. Не пытайтесь исправлять ошибки, усердно выполняя задание, это может потерять энтузиазм вашего ребенка. Не позволяйте ребенку переутомляться (телевизор, компьютер, магазины, супермаркеты и т. Д.). Не предъявляйте к ребенку чрезмерных требований. Не заставляйте свое потомство есть. Не забудьте сказать малышу, как сильно вы его любите.

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Гиперактивность у детей: причины, симптомы, варианты лечения.

Детская гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет массу хлопот родителям, учителям и воспитателям. Да и ребенок страдает возникающими трудностями в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием негативных психологических характеристик у будущей личности.

Как распознать и вылечить гиперактивность, с какими специалистами проконсультироваться с диагнозом, как правильно выстроить общение с ребенком? Все это нужно знать, чтобы вырастить здорового ребенка.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называют синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

    импульсивное поведение; значительно повышенная вербальная и двигательная активность; дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, плохой успеваемости в школе. По статистике это нарушение встречается у 4% детей школьного возраста, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Разница между гиперактивностью и активностьюСиндром дефицита внимания с гиперактивностью отличается от активного состояния тем, что поведение ребенка создает проблемы для родителей, окружающих его и его самого.

Консультация педиатра, невролога или детского психолога необходима в следующих случаях: двигательная дисфункция и недостаток внимания постоянны, поведение затрудняет общение с людьми, а успеваемость в школе низкая. Консультация врача также необходима, если ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим.

Причины гиперактивности могут быть разными:

преждевременные или тяжелые роды.

    внутриутробные инфекции; влияние вредных факторов на работе при беременности женщины; плохая экология; Стресс и физические перегрузки во время беременности; семейная предрасположенность; несбалансированное питание при беременности; незрелость центральной нервной системы новорожденного; нарушения метаболизма дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца; завышенные требования к ребенку со стороны родителей и учителей; нарушения пуринового обмена у ребенка. Это состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, приемом лекарств во время беременности без согласования с врачом. Возможные последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения во время беременности.
Читайте также:  Шейный остеохондроз: причины, симптомы, лечение

Противоречивые отношения в семье, домашнее насилие могут способствовать возникновению гиперактивности. Еще одним предрасполагающим фактором является низкая успеваемость, из-за которой ребенок рискует получить выговор со стороны учителя и наказание со стороны родителей.

Признаки гиперактивности одинаковы во всех возрастах:

беспокойство;

    беспокойство; задержка речевого развития; раздражительность и плаксивость; плохой сон; упрямство; невнимательность; импульсивность. У новорожденных

Гиперактивность у детей до 1 года – у грудничков проявляется беспокойством и повышенной активностью в постели, самые яркие игрушки вызывают у них кратковременный интерес. Обследование таких детей часто выявляет признаки дизэмбриогенеза, в том числе складки эпидермиса, аномальное строение ушных раковин и их низкое положение, готическое небо, заячью губу, волчью пасть.

У детей 2-3 года.

Симптомы этого заболевания чаще всего замечают родители с 2-х летнего возраста и даже раньше. Для ребенка характерна повышенная капризность.

Уже в 2 года мама и папа замечают, что ребенку сложно чем-то заинтересоваться, он отвлекается во время игры, ерзает в кресле, постоянно находится в движении. Обычно такой ребенок очень беспокойный, шумный, но бывает, что двухлетний ребенок удивляет своим молчанием, нежеланием вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что такое поведение иногда предшествует появлению запретов на движение и речь. К двум годам родители могут заметить признаки агрессии и нежелания подчиняться взрослым, игнорируя их просьбы и требования.

С 3 лет появляются эгоистичные черты лица. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в групповых играх, провоцирует конфликтные ситуации, всех беспокоит.

У дошкольников.

Гиперактивность дошкольников часто проявляется импульсивным поведением. Эти дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, они не умеют играть в групповые игры. Особенно болезненны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего ребенка в общественных местах, бурное выражение его эмоций в самых неподходящих условиях.

Дети дошкольного возраста очень непоседливы, не обращают внимания, перебивают и кричат ​​на сверстников. Упрекать и упрекать гиперактивного 5-6-летнего ребенка бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо понимает правила поведения. Каждое занятие занимает у него короткое время и легко отвлекается.

Нарушения поведения, чаще всего неврологического происхождения, могут протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это расстройство характеризуется следующими поведенческими характеристиками:

выслушал задание, но не может его повторить, сразу забывая сутьчто было сказано;

    не может сконцентрироваться и выполнить задание, хотя понимает, о чем идет речь; не слушает собеседника; не отвечает на комментарии. Гиперактивность без нарушения внимания

Для этого расстройства характерны придирчивость, разговорчивость, повышенная двигательная активность, желание быть в центре событий. Также для него характерно легкомысленное поведение, склонность к риску и приключениям, которые часто создают опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

В медицинской литературе это сокращенно называется СДВГ. Этот синдром можно рассматривать, если ребенок проявляет следующие поведенческие характеристики:

Он не может сосредоточиться на конкретной задаче;

    Он бросает начатую работу, не доведя ее до конца; избирательное, неустойчивое внимание; невнимательность, невнимательность во всем; не обращает внимания на обращенные к нему высказывания, игнорирует предложения помощи в выполнении задания, если это вызывает у него затруднения. Нарушения внимания и гиперактивность любого возраста нарушают организацию его работы, выполняют задание точно и правильно, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и нарушение внимания приводят к забывчивости и частой потере вещей.

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности возникают трудности с выполнением даже самых простых команд. Такие дети часто спешат, делают необдуманные поступки, которые могут навредить себе или окружающим.

В любом возрасте это расстройство поведения является препятствием для социального взаимодействия. Из-за гиперактивности дошкольников, посещающих детский сад, сложно участвовать в групповых играх со сверстниками, общаться с ними и воспитателями. Поэтому посещение детского сада становится повседневной психологической травмой, которая может негативно сказаться на дальнейшем развитии личности.

Студенты страдают от успеваемости, посещение школы вызывает только отрицательные эмоции. Нет желания учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, общение с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок становится замкнутым или агрессивным.

Иногда импульсивность поведения ребенка представляет угрозу для его здоровья. Это особенно характерно для детей, которые крушат игрушки, конфликтуют и дерутся с другими детьми и взрослыми.

Если человек не обращается за помощью к специалисту, с возрастом может развиться психопатический тип личности. Гиперактивность взрослых обычно происходит из детства. У каждого пятого ребенка, страдающего этим заболеванием, симптомы сохраняются и во взрослой жизни.

Часто наблюдаются следующие особенности проявления гиперактивности:

Склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе к родителям);

    склонности к суициду; неумение участвовать в диалоге, принимать конструктивные совместные решения; отсутствие навыков планирования и организации собственной работы; забывчивость, частая потеря необходимых вещей; отказ от решения задач, требующих умственного напряжения; суетливость, разговорчивость, раздражительность; утомляемость, плаксивость. Синдром дефицита внимания и психомоторная гиперактивность ребенка становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз ставит невролог или психолог. Обычно гиперактивность у 3-летнего ребенка, если она возникает, уже не вызывает сомнений.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – это многоэтапный процесс. Собираются и анализируются анамнестические данные (беременность, роды, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные заболевания ребенка). Специалисту необходимо мнение родителей о развитии ребенка и оценка его поведения в 2-5 лет.

Врач должен выяснить, как проходила адаптация ребенка к детскому саду. Во время посещения родители не должны кричать на ребенка или делать какие-либо замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если ребенку больше 5 лет, детский психолог проводит тесты на внимательность.

Читайте также:  Держите свои кровеносные сосуды в чистоте

Окончательный диагнозпредоставляется неврологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и магнитно-резонансной томографии головного мозга. Эти тесты необходимы для исключения неврологических заболеваний, которые могут вызвать синдром дефицита внимания и психомоторную гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

Измерение концентрации свинца в крови для исключения отравления;

    Биохимический анализ крови на наличие гормонов щитовидной железы; и общие анализы крови для исключения анемии. Могут использоваться специальные методы: консультация офтальмолога и хирурга, психологические тесты.

Если поставлен диагноз гиперактивности, необходимо обязательно провести комплексную терапию. Сюда входят лечебно-педагогические мероприятия.

Внешняя работа

Специалисты по неврологии и детской психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью своего ребенка. Учителя детских садов и школ также должны обладать соответствующими знаниями. Они должны научить родителей, как правильно вести себя по отношению к ребенку, и помочь им преодолеть трудности в общении с ребенком. Специалисты помогут студентам освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Меняющиеся условия

Хвалите и поощряйте ребенка за любые успехи и добрые дела. Подчеркивайте положительные черты характера и поддерживайте любые положительные начинания. Вы можете вести дневник с ребенком, в который будете записывать все его достижения. Спокойным и доброжелательным тоном расскажите о правилах поведения и общения с окружающими.

С 2 лет ребенок должен привыкать к распорядку дня, спать, есть и играть в определенное время.

С 5 лет желательно, чтобы у него была своя жилплощадь: отдельная комната или уголок, изолированный от мест общего пользования. В доме должна быть тихая обстановка, недопустимы ссоры и скандалы родителей. Желательно перевести ученика в класс с меньшим количеством учеников.

Для снижения гиперактивности у детей 2-3 лет необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, обручи, скакалки). Упражнения и игры помогут снять стресс и потратить энергию.

Чего нельзя делать родителям:

Он постоянно дергается и ругает, особенно в присутствии посторонних;

    унизить ребенка насмешливыми или грубыми замечаниями; Всегда внимательно разговаривайте с ребенком, отдавайте приказы упорядоченным тоном; Запрещать ребенку что-либо, не объясняя ему причины своего решения; Слишком сложные задачи; Требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе; Выполнять порученные ребенку домашние дела, если он этого не сделал; Научите своего ребенка, что главная цель – не изменить поведение, а получить награду в виде послушания; В случае непослушания следует использовать физические методы подавления. Медикаментозная терапия Фармакологическое лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей играет лишь вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специальных тренировок.

Для устранения симптомов СДВГ используется препарат Атомоксетин, но его применение возможно только по рецепту врача, есть побочные эффекты. Эффект проявляется примерно через 4 месяца регулярного использования.

Если у ребенка диагностировано такое состояние, ему также могут назначить психостимуляторы. Их используют в первой половине дня. В тяжелых случаях назначают трициклические антидепрессанты под наблюдением врача.

Игра с гиперактивными детьми

Даже при настольных и тихих играх заметна гиперактивность 5-летнего ребенка. Он постоянно привлекает внимание взрослых своими бессмысленными движениями тела. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком, общаться с ним. Общие игры очень полезны.

Эффективное переплетение спокойных настольных игр – бинго, пазлов, шашек, с подвижными играми – бадминтоном, футболом. Лето предлагает множество возможностей помочь ребенку с гиперактивностью.

В этот период вам следуетпостарайтесь предоставить ребенку отдых за городом, длительные походы, научите плавать. Во время прогулки больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о растениях, птицах и природных явлениях.

Родителям необходимо внести коррективы в рацион. Диагноз, поставленный специалистами, подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов – соответствовать норме для данного возраста.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Снижается потребление сладостей, особенно шоколада, увеличивается количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность школьного возраста

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста побуждает родителей обращаться за медицинской помощью. Ведь в школе к подросткам предъявляются совершенно другие требования, чем в дошкольных учреждениях. Ему нужно много помнить, получать новые знания и решать сложные задачи. Это требует от ребенка внимательности, усердия и умения сосредотачиваться.

Проблемы с обучением

Учителя замечают нарушения внимания и гиперактивность. Во время урока ребенок отвлекается, физически активен, не реагирует на замечания, мешает проводить занятия. Гиперактивность у младших школьников 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно выполняют домашнее задание. Поэтому их постоянно ругают за плохую работу и ненадлежащее поведение.

Обучение гиперактивных детей часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, потому что ученик не хочет подчиняться требованиям учителя, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Адаптация в детском коллективе затруднена, сложно найти общий язык со сверстниками. Студент начинает замкнуться в себе, он становится скрытным. В командных играх и дискуссиях, он упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. Он часто груб и агрессивен, особенно когда не согласен с его мнением.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации ребенка в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать ребенка в раннем возрасте и своевременно оказать ему профессиональное лечение. Но в любом случае родители должны осознавать, что ребенку прежде всего нужно понимание и поддержка.

Оцените статью
Добавить комментарий